Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 25.09.2017, 21:45

Официальный сайт

МОУ СОШ

с. Добровольское


Указанные персональные данные размещены с письменного согласия субъектов в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О персональных данных"

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Экстренные номера
http://roonovoorsk.ru/img/ban/estra.jpg
Главная » 2015 » Октябрь » 10 » 09.10.2015г. проведено родительское собрание: «Проблемы семейного и общественного воспитания»
19:44
09.10.2015г. проведено родительское собрание: «Проблемы семейного и общественного воспитания»

Протокол № 2

от 09.10.2015г.

Присутствовало ____

Отсутствовало _____

Тема: «Проблемы семейного и общественного воспитания»

                                                      Повестка

1. Анализ выполнения решений предыдущего собрания. Долгих С.В.

2. Что такое семейное и общественное воспитание, их взаимодействие. Тубелис О.А.

3. Трудности, возникающие в воспитании детей. Скопинцева С.П.

4. Организационные вопросы.

                                   Слушали:

I.  По первому вопросу слушали заместителя директора школы по учебной частиДолгих С.В. о выполнении решений предыдущего собрания. Родителями собраны документы по оздоровительной компании, однако еще необходимо продолжать работу в данном направлении; начал работу родительский комитете в выбранном составе, детьми соблюдаются правила безопасности. Решения предыдущего собрания выполнены в достаточном объеме.

II. По второму вопросу слушали Тубелис О.А., которая предоставила информацию по теме собрания.

            Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления -- физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.  Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей -- любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга.

Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания.

Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах:

1. Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса.

2. Организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми.

3. Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира.

Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:

* креативности -- свободного развития способностей детей;

* гуманизма -- признание личности в качестве абсолютной ценности;

* демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;

* гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;

* ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;

* приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации.

III. По третьему вопросу выступила социальный педагог Скопинцева С.П.

Вместе с родителями Светлана Петровна обсудила наиболее важные проблемы, с которыми сталкиваются родители и школа в воспитании детей, а именно:

- плохая успеваемость и нежелание подтянуть учебу;

- отказ детей выполнять работу по дому;

- развитие вредных привычек между детьми;

- конфликтные ситуации между детьми.

Также социальный педагог провела с родителями анкету о воспитании детей и раздала памятки о том как воспитать настоящего человека.

IV. По четвертому вопросу выступила Долгих С.В. Она обсудила организационные вопросы, такие как

- подготовка выпускников 11 класса к ЕГЭ, а именно дополнительные занятия с учителями школы и района;

- важность вакцинации детей и взрослых;

- выбор детьми интересующих предметов и подготовка по ним к олимпиадам.

По итогам собрания вынесены следующие решения:

      1. Продолжить работу по оформлению пакета документов по оздоровительной компании.

      2. Родителям проводить беседы с детьми о том, что их беспокоит в семье и в школе.

      3. Родителям применять в воспитании детей рекомендации социального педагога и классных руководителей, руководствуясь памятками.

      4. Родителям 11 класса обеспечить подготовку детей к экзаменам.

      5. Родителям провести беседы с детьми о значимости для детей определенных предметов, учителям-предметникам обеспечить подготовку детей к олимпиадам.

За решения проголосовали : за ______

                                      Против ___________

 

 

Доклад по теме собрания «Проблемы семейного и общественного воспитания»

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления -- физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений. Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается -- приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей -- любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем неважно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети -- христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь -- поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.

Педагогическая поддержка семьи

Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения.

Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах:

1. Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса.

2. Организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми.

3. Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия -- родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т. п. Каждое из таких объединений имеет свой устав (положение, регламент, план), которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятельности семьи, школы и общественности. А там, где перешли к более тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа -- семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, -- выбору предметов для обучения, определению объемов их изучения, составлению учебных планов, изменению сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.

Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния. С этой целью многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов.

Работа по созданию общих этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.

Большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьей. Последняя становится открытой системой; для координации воспитывающих усилий. Скоординировать усилия школы и семьи означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду.

Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира.

Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:

* креативности -- свободного развития способностей детей;

* гуманизма -- признание личности в качестве абсолютной ценности;

* демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;

* гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;

* ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;

* приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.[11, с. 74]

Взаимодействие семьи и школы

Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации.

Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через классный родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий их жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов. Традиционной функцией классного руководителя остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.

В родительских лекториях полезно провести лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учащихся данного возраста; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания -- нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального освоения действительности -- экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания -- преодоления отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновения затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственности перед обществом, страной.

На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути преодоления негативных явлений, наметить конкретные меры. Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать учащегося и его семью публичному шельмованию, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Учитель-гуманист не имеет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает, насколько сложны и противоречивы причины, приводящие школьников к тому или иному действию. В ожесточающемся обществе классный руководитель показывает пример терпения, милосердия и сострадания, защищает своих питомцев. Его советы родителям мягкие, взвешенные, добрые.

Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях -- соблюдение единства требований семьи и школы. Для этого берутся конкретные аспекты координационного плана, анализируется их выполнение, намечаются пути устранения появившихся рассогласований.

Острой проблемой остается нравственное воспитание подрастающих поколений, различные аспекты которой приходится постоянно обсуждать на родительских собраниях. В последние годы многие классные руководители приглашают для бесед на темы нравственности местных священнослужителей. Образующиеся объединения «школа -- семья -- церковь» имеют большие воспитательные возможности, и, хотя по закону школа отделена от церкви, вряд ли разумно возражать против духовного влияния, идущего на пользу родителям и их детям, способного приостановить процессы одичания молодежи.

Традиционной формой работы классного руководителя с семьей остается приглашение родителей в школу для беседы. Поводом для этого в школах с гуманистической ориентацией становятся достижения учащихся, о которых сообщается родителям для согласования программы дальнейшего развития дарований школьника. В авторитарных школах причина всегда одна -- недовольство поведением или учебой, а повод -- конкретный факт. Как показали исследования, именно такие вызовы родителей, где они получают заряд негативных эмоций, больше всего отчуждают родителей от школы, школу от детей. Многие школы вводят правило: каждый родитель должен побывать в школе обязательно раз в неделю. Тогда и проступки школьника, если они будут к очередному посещению, воспринимаются нормально и не вызывают острой реакции на общем положительном фоне. В такой форме школа помогает родителям (и приучает их!) систематически заниматься воспитанием собственных детей. Естественно, нагрузка на классного руководителя существенно возрастает, поскольку ему ежедневно приходится общаться с 4--5 родителями, а польза огромная. Со временем устанавливается как бы постоянное «расписание» посещений, оказывающее стимулирующее воздействие на всех школьников -- отличников и отстающих, дисциплинированных и не очень.

Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:

* не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от родителей;

* проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;

* исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;

* беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи;

* не предъявляйте претензий к родителям;

* всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;

* советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи;

* выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах;

* не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержаны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.

К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.

Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Кассиль.

«Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа -- это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега -- ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу.

Семья дает ребенку как бы первичное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа все-таки не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребенка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребенок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а поддерживать.

Далее хотелось бы сказать вот о чем. Я часто вижу, как возникают -- иногда по вине родителей, а иной раз по вине учителей -- ненормальные отношения между семьей и школой. Это приучает ребят к полной безответственности. Дома школьник жалуется, что к нему плохо относится учительница, а в школе -- что ему дома мешают заниматься. Все это происходит потому, что нет постоянного общения между учителем и семьей. С родителями своих ребят учитель должен встречаться не только по поводу какого-то ЧП, не только в школе на родительских собраниях. Очень хочется, чтобы учитель приходил в семью. Я понимаю, что если в классе 40 учеников, то 40 домов и за целый день не обойдешь. Но за год это сделать можно, и не один раз. И ребята совсем в ином свете видят учителя, когда он приходит к ним домой. И возникает спокойный, дружеский разговор с родителями, и хорошо, если этот разговор начинается в присутствии ребят.

Но конечно, если даже учитель очень хорошо узнает своих ребят, он не всегда должен вмешиваться в их личную жизнь и в их дела. Очень часто бывает, учитель выговаривает своему воспитаннику: «Почему ты перестал дружить вот с такими-то очень хорошими ребятами, а дружишь с этими?» -- «А что, они плохие?» -- «Нет, они не плохие, но я считаю...» и т. д. Вот как, под вывеской сплочения класса происходит насильственное и искусственное сближение, которое прочным никогда не будет. Конечно, класс должен быть сплоченным. Но друзей выбирают по вкусу, по личному пристрастию, и, когда учитель начинает вмешиваться, добра не будет. Мы только приучим ребят лицемерить, врать и принизим в их глазах святое чувство дружбы, без которой коллектив не держится. Ведь коллектив состоит из людей, связанных не только общим делом, но и дружбой, и не из некоей однообразной массы. Поэтому мера вмешательства школы в личную жизнь ребенка должна быть разумно определена.

Хороший учитель сам понимает, где он должен остановиться или, по крайней мере, обойтись без административного вмешательства. Здесь я целиком согласен с макаренковской формулой -- как можно больше требовательности, как можно больше доверия». Систематические опросы классных руководителей показывают, что особенно трудно им работается теперь со старшеклассниками. Отмечается грубость у значительной части школьной молодежи, нарушение норм поведения в обществе, граничащее с хулиганством; безответственность, пренебрежительное отношение к физическому труду. Молодые люди нередко не замечают, где начинается высокомерие, пренебрежение к опыту старших, неуважение к родителям.

Особенно остро у старших школьников выражены две взаимно связанные тенденции: стремление к общению и стремление к обособлению. Обе они чрезвычайно важны для организации воспитательного влияния на учеников и руководства их жизнедеятельностью. Создается ситуация, при которой старший школьник, с одной стороны, находясь на грани самостоятельной жизни, особенно нуждается в совете и внимании взрослых, в их помощи, а с другой -- опасается потерять свою самостоятельность.

По своей должности педагог обязан тесно сотрудничать с семьей и давать профессиональные советы родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его советы, тем большим авторитетом он будет пользоваться в семьях его учеников.

Среди педагогических советов семьям, особенно молодым, авторитетный педагог обратит внимание наразумную организацию семьи и семейных отношений. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для развития внутренних взаимосвязей родителей и детей.

В жизни семьи нужные педагогические обстоятельства не всегда совпадают с жизненными. Их нередко приходится создавать вопреки жизненным обстоятельствам. К примеру, семья может освободить девочку-подростка от хозяйственных забот, их может выполнять бабушка. Тогда обязанности бабушки и внучки должны быть распределены, чтобы девочка чувствовала необходимость своей помощи и считала ее для себя совершенно обязательной.

Дети ожидают от родителей интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Родителям требуется постепенно менять воспитательные влияния на различных ступенях становления личности.

Вдумчивый учитель обратит внимание и на педагогический такт, требующий от родителей учета жизненного опыта, эмоционального состояния, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия.

Общие увлечения родителей и детей педагог назовет тем благодатным путем, который приведет их к взаимопониманию. Общесемейные увлечения, интересы, традиции, почти забытые ныне вечера семейного чтения, семейные турниры, семейные коллективы художественной самодеятельности, семейные культпоходы, путешествия, походы выходного дня. В каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям.

Постоянно актуальным остается взаимодействие школы и семьи в решении проблемы преодолениянеуспеваемости школьников. Установлено, что семья и школа смотрят на нее по-разному. Учителя склонны считать главными причинами недостаток способностей в соответствующей области, бесконтрольность семьи. Родители же -- в недостаточном внимании, усидчивости детей и слабой работе школы. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить истинные причины неуспеваемости школьника. Только поняв их, семья и школа могут скорректировать свою деятельность. Если взаимопонимания не достигается, школа и семья остаются на своих точках зрения. Жизнь школьника от этого только ухудшается.

Естественно, ситуации, с которыми столкнется классный руководитель, предусмотреть невозможно. Смысл педагогической подготовки в том и заключается, чтобы вооружить специалиста общими методами анализа возникающих ситуаций и поиска оптимальных вариантов выхода из них.

Советы педагога будут тем обоснованнее, чем лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию.

Проблема взаимодействия семьи и школы.

Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека. 
Такая позиция школы тесно связана с определением и точным знанием воспитательного потенциала семьи, с изучением истории жизни ученика как субъекта семейных воспитательных отношений. От этого зависит также понимание ученика как индивидуальности и личности, что позволяет выбрать адекватно его особенностям пути и средства воспитания.

В семье ребенок приобретает первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других. 
В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, осваиваются нормы практической нравственности, формируется нравственная мотивация деятельности и поведения. 
Во многом благодаря родителям у ребенка формируется начальное эстетическое отношение к миру, понимание красоты в многообразных явлениях жизни, природы, человеческих отношений. 
Отсюда следует необходимость изучения семьи как педагогического фундамента, поскольку ее воспитательная функция идет вслед за репродуктивной. 
Семью следует оценивать как активный субъект педагогического процесса, и сотрудничество семьи и школы нужно строить на основе идеи созидательной, гуманистической педагогики, на отношении к детству как к особой эпохе в жизни человека, на общих задачах человека, способного реализовать себя в последующей жизни. 
Результатом взаимодействия семьи и школы должно стать наиболее полное осуществление воспитательного потенциала семьи, расширение ее возможностей как воспитывающей среды, предупреждение возможных ошибок в «родительской педагогике», помощь родителям, согласие и сотрудничество в образовательно-воспитательном процессе в интересах детей.

Взаимодействие семьи и школы должно строиться на следующих идеях: 
1. Следует отказаться от традиционного подхода в работе с родителями. 
2. Семья должна стать активным участником педагогического процесса, преобразований, происходящих в школе. 
3. Ведущим принципом в отношениях между школой и родителями должно стать согласие, взаимоотношение, сотрудничество в интересах развития и становления личности. 
4. Основой сотрудничества является педагогическое мировоззрение, доминанта которого - гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития. 
5. Главное направление в сотрудничестве - развитие сущностных сил ребенка, его задатков, способностей, интересов, отношений. 
6. Учитель должен владеть диагностикой воспитательных отношений в семье, «родительской педагогики», используя полученные результаты в осуществлении индивидуально-личностного подхода к детям, в определении помощи родителям, предупреждении их ошибок.

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. Изучение семьи - это деликатное дело, требующее от педагога уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь. Изучение может проводиться с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики таких как: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества.

Содержание работы школы с семьей включает четыре основных блока: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-познавательного процесса, обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении школой.                                                                                     Сформулируем основные, приоритетные направления взаимосвязи школы и семьи в обучении и воспитании учащихся
В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями для обогащения их психолого-педагогическим знаниям. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы. 
Университет педагогических знаний - это давно известная форма психолого-педагогического просвещения. Она обогащает родителей основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом интересов и запросов родителей. Университет педагогических знаний для родителей планируется на целый год. Он организуется на основе дифференцированного подхода, чаще всего с. учетом возраста детей. К его проведению могут быть привлечены психологи, медики, ученые, работники органов внутренних дел, а также педагоги. Тематика занятий в университете может быть, посвящена решению одной проблемы в течение учебного года..

Задача педагога - придать теоретическим знаниям прикладной характер. Необходимо привлекать родителей к самоанализу своей воспитательной деятельности, к обмену опытом с другими семьями, изучению публикаций и др., что, в свою очередь, требует поиска новых форм организации педагогического просвещения.


Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - научно-педагогический анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлении, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. Одно из необходимых условий лекций – опора на опыт семейного воспитания. Лекция предполагает включение родителей в обсуждение проблемы. Она может быть проведена не только педагогом, но и другими специалистами. Тематику лекций следует делать проблемной, например: «Как помочь ребенку преодолеть конфликты в общении с одноклассниками (родителями, учителями ...)?» 
Конференция - форма психолого-педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции отцов, конференции матерей. 
Прaтикум-тренинг - это форма отработки педагогических умений родителей, эффективного решения возникающих ситуаций. 
Родители сообща анализируют и ищут выход из сложившейся ситуации, объясняют свою позицию. На практикуме родителям можно предложить тесты, а затем совместно проанализировать его результаты, задать волнующие вопросы и поискать на них ответы. Тренинг позволяет более глубоко проникнуть в решаемую проблему, понять ее «изнутри». 
Педагогическая дискуссия или диспут - это форма совместного обсуждения наиболее актуальных проблем воспитания ребенка. Она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение проблемы. Дискуссия требует подготовки, знакомства с основными вопросами, литературой. От педагога требуется владение технологией организации и проведение дискуссии. 
Темой дискуссии может быть любая спорная проблема. В ней могут принимать участие дети. 
Например, «выбор профессии - чье это дело?», « Мы и родители» и др. 
Ролевые игры - это форма коллективной творческой деятельности родителей, позволяющая изучить уровень сформированности их педагогических умений. Например, темы ролевых игр: «Ребенок получил двойку...» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состав участников, распределение ролей, обсуждение участников. 
Проигрываться может несколько вариантов, важно путем совместного обсуждения выбрать оптимальный. 
Консультации - форма взаимодействия педагога и родителей, предполагающая обмен информацией и поиск оптимального решения в сложившейся ситуации, взаимного согласия. Принципы успешного консультирования, доверительные отношения, взаимоуважение, компетентность, их включенность в обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации. Педагог может дать совет побывать у психолога с целью дальнейшего решения проблемы. 
Открытые уроки - обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, новыми технологиями обучения, требованиями учителя и др. Присутствие родителей на открытых уроках позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе. Во многих школах родители – гости и участники внеклассных дел и праздников. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть неизвестные стороны их интересов, увлечений, способностей. 
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Возможно извещение родителей о предстоящей совместной деятельности, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения. 
Посещение семьи - форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий. 

Родительское собрание - бывают школьные, которые проводятся 2 раза в год, и классные, которые проводятся не менее 5-6 раз в год. На школьных родительских собраниях родителей знакомят с документами о школе, основными направлениями, задачами и итогами ее работы. На классных родительских собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы, ее планирования, пути сотрудничества, подводятся итоги работы. 
По виду родительские собрания бывают информационными, инструментальными, аналитическими, консультативными, дискуссионными, на собраниях может состояться творческий отчет детей. 
Тематика родительских собраний обсуждается с родителями. 

Главными показателями эффективности родительского собрания является активное участие в них родителей. Любая форма обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями предполагает получение от родителей обратной связи, то есть изучение мнений родителей о личностной значимости обсуждаемого вопроса, учет их пожеланий, советов. 
Сотрудничество школы и родителей заключается также в вовлечении родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию кружков, секций, участие в заседаниях клуба. 
Родители - своего рода социальные заказчики школы, поэтому они вправе влиять на ее деятельность, участвовать в организации школьной жизни. Родители юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но они заинтересованы в успешной деятельности школы. Образуя ассоциации, родители вправе создать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы школьной жизни самостоятельно. Этим целям могут служить школьные собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет. Одной из форм сотрудничества родителей и школы является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем на основе положения о родительском комитете школы готовит и проводит совместную работу по педагогическому образованию родителей, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, оценивает и проводит итоги сотрудничества школы и семьи. 

АНКЕТА

Уважаемые родители!

В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент его всестороннего развития. От правильного воспитания зависит полноценное формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем.
Поэтому так важно, чтобы в семье были созданы все условия для правильного воспитания ребенка. В создании таких условий родители обычно испытывают трудности. Цель данной анкеты - выяснить в чем особенно затрудняется семья.
Прочтите вопросы и подчеркните тот из ответов, который соответствует вашему мнению, состоянию воспитания ребенка в вашей семье.

1. Из каких источников вы получаете педагогические знания? 
- слушаете передачи по радио, телевидению;
- из жизненного опыта; 
- воспитываете без знаний; 
- читаете специальную литературу;
- советуетесь с воспитателем.
2. Помогают ли вам эти знания в воспитании ребенка? Да. Скорее нет, чем да. Нет.
3. Если "НЕТ", то почему? - знания слишком общие; - даются в сложной форме; - не касаются конкретно моего ребенка.
4. С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании вашего ребенка ? - непослушание ребенка; - не поддерживают другие члены семьи; - испытываете недостаток педагогичесикх знаний; - ребенок растет нервным; - ребенок неусидчив, невнимателен; - трудностей нет.
5. Всегда ли едины члены семьи в своих требованиях к ребенку? Всегда. Иногда. Нет единства.
6. Охарактеризуйте сон, аппетит ,эмоциональное состояние вашего ребенка:
1 а) Как от засыпает: быстро или медленно, требует ли чтобы с ним сидели, чтобы не гасили свет и т.д.
б) Как спит: крепко, спокойно или мечется, вскрикивает, плачет, разговаривает во сне.
в) Как просыпается (сразу или нет), в каком настроении: веселый, спокойный, раздражительный, в слезах.
2 а) Как он ест: охотно или нет, выбирает пищу или нет.
б) Быстро ест или медленно.
в) Как предпочитает есть : сам или с помощью взрослого.
3 Замечаете ли вы проявления страха у вашего ребенка
а) в темной комнате
б) при наказаниях, окриках, недовольстве взрослым его поведением или при других обстоятельствах
в) как проявляется страх: ребенок плачет, убегает, зовет взрослых, справляется с этим сам
7. Когда ваш ребенок произнес первые слова?
8. Как говорит ваш ребенок:
- в захлеб
- встречаются запинки в речи
- произносит слова с паузами
- другое
9. Как вы считате соответствует ли речевое развитие возрасту вашего ребенка?
10. Если нет, то почему?
- поздно заговорил
- связано с условиями воспитания
- зависит от взаимоотношений с окружающими людьми/ воспитатель. Члены семьи, окружающие люди
- другое
11. Что необходимо изменить, чтобы речевое развитие ребенка подтянулось?
12. Чему радуется ваш ребенок и что вызывает его огорчение, недовольство, обиду? Какова длительность его переживаний?
13. Какие эмоции наблюдаются в его игре, как он их проявляет: жалеет или наказывает куклу, доброжелателен он или нет к сверстникам?
14. Какова реакция вашего ребенка на запрет:
- делает все наоборот
- упрямство 
- выполняет требования
15. Как часто вы разговариваете со своим ребенком?
16. Какими словами, отдельными восклицаниями, междометьями ребенок выражает свои мысли, чувства, эмоции.
17. Как ребенок вступает в отношения со сверстниками
- инициативно, охотно ждет , чтобы с ним заговорили, 
- угоняется от отношений
18. Как ребенок вступает в отношения со взрослыми:
- инициативно, охотно
- ждет, чтобы с ним заговорили 
- утоняется от отношений
19. Как вы считаете, влияет ли на речевое развитие ребенка поведение отца/матери, других членов семьи?
20. Что необходимо изменить в их поведении, чтобы в жизни ребенка было больше положительных эмоций?
21. Укажите, пожалуйста, чем вы занимаетесь с ребенком дома:
- читаете
- рассказываете
- приучаете следить за одеждой и обувью
- ходите в парк, лес 
- играете / в какие игры 
- ничем не занимаетесь
22. Предпочитаете ли оставлять ребенка наедине с игрушками?
23. Разговаривает ли он с игрушками и о чем?
24. Сколько лет вы состоите в браке?
25. Оцените по 5-тибалльной системе каковы, на ваш взгляд, основные ценности брака: 
- общность взглядов, культурного и образовательного уровня взаимная любовь
- супружеский долг
- любовь к детям
- взаимная и дружба
- взаимопонимание 
- привычка друг к другу 
- физическая близость 
- семейный уют 
- материальное благополучие
- хорошая жилплощадь
26. Советуетесь ли вы с супругом/супругой по различным семейным вопросам Всегда Иногда Нет
27. Какой стиль воспитания перевешивает в вашей семье в отношении к ребенку( выбирается один вариант)
- строгое требование к послушанию
- редкая похвала
- использование наказаний
- запрещение -выполняется большинство пожеланий ребенка
- многое разрешается для развития активности ребенка 
- часто используется похвала
- разумная требовательность
- побуждение активности
- самостоятельности ребенка, сотрудничество в выполнении различных дел
28. Какие ласковые слова и как часто вы говорите своему ребенку?
29. При укладывании спать напеваете ли ему колыбельную песню? Какую?
30. Имеют ли место конфликты в вашей семейной жизни?
Если "ДА", то в чем причина:
- несогласованность и несправедливость в распределении домашнего труда
- различное понимание супружеских прав и обязанностей 
- хроническая неудовлетворенность каких-либо потребностей - недостатки воспитания 
- трудности характера
31. Влияют ли ваши семейные конфликты на эмоциональное состояние ребенка и как?
32. В случае разногласий вы уступаете супругу/супруге? Очень часто. Часто. Очень редко. Никогда. Трудно сказать.
33. Что вы предпринимаете чтобы избежать конфликта ? - уступаете супругу / супруге
- берете на себя выполнение задачи
- стараетесь предусмотреть реакции мужа/жены и меняете свое поведение
34. Кто из родителей заполняет анкету Мать Отец
35. Укажите свой возраст 
36. Количество взрослых членов в вашей семье
37. Количество детей в вашей семье 
38. Возраст ребенка о котором вы рассказали
39. Пол вашего ребенка: мальчик девочка
40 Кто главным образом занимается воспитанием дочери / сына:
- отец
- другие члены семьи
- все вместе
Спасибо! Успехов вам в воспитании вашего ребенка.

 

10 заповедей Марии Монтессори
-Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
-Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
-Если ребенку демонстрируют враждебность он учится драться.
-Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости. 
-Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
-Если ребенок часто живет с чувством безопасности – он учится верить.
-Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
-Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
-Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
-Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
-Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

 

55 полезных фраз для похвалы ребенка
Многие ли из этих фраз используют при общении с ребенком и с близкими нам людьми эти фразы? А, ведь они крайне необходимы каждому из нас! Мы с легкостью ругаемся и высказываем свое недовольство, но с таким трудом говорим редкое «спасибо» или «молодец»! Давайте, чаще говорить эти простые слова и светлые фразы, особенно своим детям и тогда не придется их ругать, постоянно раздражаться и выражать своё недовольство, потому что, в этом просто не будет такой необходимости.
1. Молодец!
2. Ты на верном пути!
3. Здорово!
4. Ты в этом разобрался.
5. Удивительно!
6. Это как раз то, что нужно!
7. Гораздо лучше, чем я ожидал!
8. Великолепно!
9. Поздравляю!
10. Прекрасно!
11. Я тобой горжусь!
12. Грандиозно!
13. Я просто счастлив!
14. Незабываемо!
15. Ух!
16. Мне очень важна твоя помощь!
17. Именно этого мы давно ждали!
18. Работать с тобой просто радость!
19. Это трогает меня до глубины души!
20.Ты мне необходим!
21. Сказано здорово – просто и ясно!
22. Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует!
23. Остроумно!
24. Я знал, что тебе это по силам!
25.Талантливо!
26. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится!
27. Экстра – класс!
28. Ты одаренный!
29. С каждым днем у тебя получается всё лучше!
30. Ты сегодня много сделал!
31. Уже лучше!
32. Для меня нет никого красивее тебя!
33. Отлично!
34. Еще лучше, чем прежде!
35. Научи меня делать так же!
36. Потрясающе!
37. Тут мне без тебя не обойтись!
38. Классно!
39. Поразительно!
40. Ты мне нужен именно такой, какой есть!
41. Неподражаемо!
42. Несравненно!
43. Никто не может заменить тебя!
44. Красота!
45. Я горжусь тем, что тебе это удалось!
46. Как в сказке!
47. Очень ясно!
48. Я сам не смог бы сделать лучше!
49. Ярко, образно!
50. Фантастика!
51. Очень эффектно!
52. Лучше, чем все, кого я знаю!
53. Прекрасное начало!
54. Ты просто чудо!
55. К этому осталось добавить: « Я люблю тебя!»

 

Памятка для родителей «Как воспитать настоящего человека»

НУЖНО:

  • Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
  • Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
  • Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
  • Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
  • Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
  • Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
  • Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

  • Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
  • Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
  • Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
  • Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
  • Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
  • Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
  • Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, бабушек и дедушек.

 

 

 

Категория: Протоколы | Просмотров: 347 | Добавил: iriza_isenova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории
Новости школы [116]
Набор в 1 класс [11]
70летие ПОБЕДЫ в ВОВ [15]
Лагерь [11]
Протоколы [3]
Родителям [1]
Погода
Мы рекомендуем
Министерство образования и науки Российской Федерации

Copyright MyCorp © 2017